Ну и успехов в труде!
Народ тему пропустил.

По-моему, зря. Итак:



Никогда мне не было понятно такое направление "правдоискательства", как поиск какого-либо компромата на уважаемых в древности людей, поиск доказательств о том, что некоторые знаменательные события никогда не происходили. Но более всего - радость людей по этому поводу.



Помнится, один мой одноклассник ужасно радовался и всем доказывал, что Ивана Сусанина никогда не было. Или что он завел не поляков, а русских или кого-то еще, что-то в таком духе. Очень ему это нравилось.



Но мне непонятно, непонятно совсем и абсолютно, что в этом хорошего...




Обсудим?

Тви! А не об этом ли мы говорили по дороге с Роскона?

Ela! Каково твое мнение?

Комментарии
29.03.2007 в 00:55

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
Twistress

Я скорее говорю о том самоограничении, которое на себя должны налагать наиболее добросовестные и талантливые (и потому - более ответственные за будущее своих произведений) авторы.



А недобросовестные (но небесталанные) ни в чем себя ограничивать не будут... Нет уж, по мне лучше честный и квалифицированный разбор, чем жаренная версия, часть доказательств которой покоится на самой сенсационности.





А ведь мог бы быть тем, что ты назвал бы "научно-популярной литературой"!!!), - и "развенчиванием мифа".



Ну а чем тебя Джозя Тэй не устривает? Вполне художественное произведение, между прочим. Ну давай и его запретим, в конце концов, "Ричард III" тоже несет психологический и эмоциональный заряд, к тому же не одно столетие как несет (а учитывая, что я не фанат проричардовской версии, зато это моя любимая шекспировская трагедь...). Может и правда, не надо ворошить? А вским там творцам альтернативок поставить на вид и изъять тираж из магазинов, чтобы народ не развращали.
29.03.2007 в 00:58

Где много света, там гуще тень..
Хельги Ленивый Котяра

Ну если в двух словах - я за Ломоносова :) (получилось три слова)

29.03.2007 в 01:03

Неа, Рошфор, я говорю только о том случае, который я назвала "развенчиванием положительного мифа".



В этом отношении если бы Арция была развенчиванием положительного какого-нибудь мифа, то у меня бы к ней претензий не было, а если бы в ней были прописаны реальные имена-фамилии - то были бы. Наверное.



Просто, если честно, тут разговор для меня лично ступает на очень зыбкую почву, потому что я теряю те примеры, которые у меня есть в голове. Т.е.,- я начинаю теоретизировать в отрыве от реальности. Не хочу. :)



На всякий случай повторю то, что я говорю: мне кажется бессмысленным и безответственным состязаться с "положительным мифом", имеющимся на уровне "народного фольклора" в художественном пространстве.



Заниматься же историко-фактологической основой легенд, былин и иных фактов фольклора - да пожалуйста! И публиковать свои исследования, почему нет.



Но художественное произведение (любое! включая развернутые устные и блоговые, скажем, высказывания), созданное с посылом "а ты в детстве эту сказочку слышал и думаешь, что NN - хороший? - не так все было, не хороший он, вот я тебе сейчас всю правду расскажу!" у меня вызывает неприязнь. Даже если это будет действительно ВСЯ правда. Если мне нужна правда - я хочу идти и находить ее в компетентных источниках. А не вот так вот.
29.03.2007 в 09:31

Tihe, мрр :cat:



Arin Levindor, ой... Тоже хорош... Только в другую сторону. Как нибудь доберусь.



К Рошфору добавить нечего!



Twistress На всякий случай повторю то, что я говорю: мне кажется бессмысленным и безответственным состязаться с "положительным мифом", имеющимся на уровне "народного фольклора" в художественном пространстве.

Иногда это необходимо...

Вот сложился "положительный миф" о "самом человечном человеке"... И бороться с ним научными публикациями нереально. Потому как не читает их никто, кроме специалистов и кучки интересующихся. А для простых граждан он определяет значительный кусок в картине мира. Тут только клин-клином.



Если мне нужна правда - я хочу идти и находить ее в компетентных источниках. А не вот так вот.

Тви, а ты вовсе не средний человек :) Который, увы, не склонен что-то идти и искать.
29.03.2007 в 10:25

Нет свободы для врагов свободы!
Хельги Ленивый Котяра, ну, тут ещё важен момент идеологической борьбы - а он-то как раз полностью за пределами фольклора и мерить такую борьбу критериями "правды" в принципе глупо, так как в самой постановке задачи все участники процесса лгут для получения выгоды - другое дело, что часто лгут при помощи правды, но дела это не меняет.



Пока сохраняется в обществе то базовое противоречие, что вызвало к жизни некий идеологический "спор" - "истинность" той или иной версии будет определяться не историками, а, в конечном счёте, соотношением классовых сил в обществе.
29.03.2007 в 10:28

Ну и успехов в труде!
Хельги Ленивый Котяра

Понимаешь, борьба со вредным мифом в художественном пространстве во многих случаях предполагает использование публицистического арсенала его апологетов. А это довольно-таки часто для историка попросту нереально. На инстинктивном уровне, если хочешь.

А публикации в стиле Бушкова, могущие приносящие несомненную пользу (хотя бы в плане донесения собственно идеи критического подхода), приносят и определенный вред. Он, как мне кажется. заключается в предпосылке к созданию новых мифов. "Был хороший - а на самом деле плохой", и наоборот. В результате мы получаем бардак и перевод бумаги. А читатель попросту теряет доверие к истории и историкам (а в некоторых случаях начинает доверять только "правдоискателям" - но сие уже от читателя зависит).
29.03.2007 в 10:36

Jenious, а идеология - это тоже миф!



*php*, "чтобы палку выпрямить, её нужно перегнуть" (с) японское народное.

29.03.2007 в 10:42

Нет свободы для врагов свободы!
Хельги Ленивый Котяра, ;) Ок, не буду продолжать :) Тут нам с места не сойти ;)
29.03.2007 в 10:45

Ну и успехов в труде!
Хельги Ленивый Котяра

Японское народное оценил :)

Но, согласись, картина перегибания палки "доверия масс" историкам не прибавляет. Складываются определенные стереотипы, создается впечатление того, что на историческом поле можно аргументированно доказать все, что угодно - и доверие к предмету закономерно теряется.

А это уже не есть гут.
29.03.2007 в 10:52

Злой самаритянин
Ага, идеология миф. И многие за счет этого мифа неплохо устроились. *)
29.03.2007 в 10:54

Jenious, ахха! :)



*php*, определённое недоверие к историкам - это хорошо! Бо свидетельствует о желании думать, а не верить! И, повторяю, по мне легенды, что чёрные, что белые, опаснее.
29.03.2007 в 13:58

Где много света, там гуще тень..
Вот ссылочку нашла в общую копилку спора

http://www.lib.ru/POLITOLOG/KOZLOW/klio.txt